Логопедический альбом игр и упражнений по заиканию

Разделение по нарушениям психики и другим проявлениям

Еще одна классификация выделяет невротическую и неврозоподобную формы заикания. Второй тип является следствием психического расстройства, сопровождается нарушением моторики, потерей контроля над артикуляционными движениями. Такие дети отстают в развитии от сверстников. Необходимо отметить, что этот тип нарушения речи возникает вторично и всегда связан с отклонениями в психике больного. Изменения выявляют во время МРТ-диагностики или на электроэнцефалограмме.

Особенность невротической формы в том, что невозможно обнаружить во время инструментального обследования какие-либо изменения. Болезнь поражает детский организм в 3-4 года и отличается быстрым прогрессированием. Наедине с самим собой заикание практически не проявляется, что объясняется отсутствием стресса и дискомфорта. Усиление проявлений заикания происходит в младшем школьном возрасте, у подростков. Патологии свойственно хроническое течение.

При возникновении запинки возникают такие дополнительные признаки: дети могут нервно топать ногами, бить рукой о предмет или причмокивать. Вначале это помогает проговариванию фразы, но в дальнейшем усугубляет течение патологии.

Классификация заикания также осуществляется по причине его возникновения:

  • из-за левшества;
  • подражающего характера;
  • связанное с неустойчивым эмоциональным фоном;
  • вторично при аномалиях органов речевого аппарата.

По анатомо-физиологическому признаку дети подразделяются на две группы: с паллидарным синдромом и стриарным. В первом случае они заторможены, скованны, плохо ладят с окружающими. Во втором присутствуют явные нервно-психические нарушения, но дети общительны и подвижны, их не беспокоит заикание.

По клиническим проявлениям выделяют такие типы:

  • врожденное заикание (патология возникла на этапе внутриутробного развития, вследствие перенесенных травм, инфекций, соматических заболеваний);
  • на фоне запинок в речи появилась неуравновешенность;
  • заиканию предшествовали истерические реакции, тяжелый невроз;
  • психически неустойчивая эмоциональность спровоцировала нервное расстройство.

А. Ф. Шельтинг (50-е годы XX в.) также выделяла отдельно запинки в речи, которые возникли из-за ЗРР, связанной с алалией. Такие дети страдают от общей слабости, недостаточности мускулатуры органов речи, возможно «косноязычие». Отдельной оценке подлежит заикание у психопатов с эписиндромом, шизоидов, людей с истерией (М. Е. Шуберт (1928)).

Еще одна классификация патологии Н. М. Асатиани и В. Г. Казакова, связанная с психическими отклонениями:

  • заикание сопровождается органическим поражением ЦНС;
  • с невротическими расстройствами;
  • психопатиями;
  • вялопрогредиентной шизофренией.

В целом, разделение на типы и группы возможно по ряду признаков. Каждая из классификаций может быть использована в клинической практике.

Медикаментозное лечение

Лечить заикание медикаментами врачи стараются только в самых сложных случаях, когда у ребенка наблюдаются серьезные психические и нервные расстройства. В таких случаях врач назначает транквилизаторы, препараты. Легкие седативные средства могут быть назначены и при легкой форме заикания. Какие лекарства могут быть прописаны при заикании?

  • «». Ноотропный препарат, призванный улучшить кровоснабжение головного мозга. Доступен в форме таблеток, капсул и сиропа для детей до 5 лет, которым противопоказана таблетированная форма лекарства.
  • «Галоперидол». Нейролептик с антипсихотическим действием. Выпускается в таблетках и растворах для инъекций. При заикании назначается только в сложных случаях нарушения психического развития. Полностью противопоказан детям до 3 лет. Продается по рецептам.
  • «Мидокалм». Миорелаксант, который помогает расслабить мышечные зажимы и стабилизировать внутриклеточный метаболизм. Препарат в аптеках существует в форме таблеток и раствора для уколов. Лекарство разрешено использовать детям, достигшим годовалого возраста. До 1 года «Мидокалм» не назначают.
  • «». Спазмолитический препарат с мягким действием, регулирующий сон, снижающий тонус мышц, но не нарушающий память. При заикании может быть назначен в качестве успокоительного, расслабляющего средства. Выпускается в форме таблеток. Детям до 3 лет не рекомендуется, но при необходимости врач рассчитает индивидуальную дозировку. Средство продается по рецепту врача.
  • «». Ноотропное средство с противосудорожным и транквилизирующим эффектом. Умеренно подавляет центральную нервную систему. Доступен в виде желатиновых капсул. При заикании и детских тиках может быть назначен детям с 3 лет. Малышам младше лекарство строго противопоказано.
  • «». Мягкое успокоительное с противотревожным действием. Препарат доступен в общей и детской формах. В таблетках для рассасывания, для подростков и взрослых, и под зарегистрированным названием «Тенотен детский». Детский вариант лекарства может быть назначен с 3 лет. В аптеках доступен без рецепта.
  • «». Ноотропное средство с транквилизирующим эффектом. Выпускается в таблетках и порошках для приема внутрь. Это лекарство хорошо себя зарекомендовало как мягкое и тактичное средство для лечения заикания, неврозов и недержания мочи у детей младшего школьного возраста. Детям до 3 лет принимать препарат не рекомендуется. Продается по рецептам.
  • «Пустырник форте». Это не лекарство, а БАД (биологически-активная добавка). Обладает седативным действием. Назначается в качество успокоительного детям любого возраста. Выпускается в таблетках. Настойка при разведении физраствором или кипяченой водой доступна детям от 7 лет.
  • «». Аминокислота, оказывающая позитивное действие на метаболизм нейтроцитов. Обладает умеренным успокаивающим действием, выпускается в подъязычных таблетках. «Глицин» можно давать даже грудничкам. При терапии заикания у детей назначается чаще всего.

  • «Пентокальцин». Этот ноотропный препарат с противосудорожным эффектом. Доступен на прилавках провизоров в одной-единственной форме — таблетки. Может быть назначен детям любого возраста при коррекции заикания, ночном недержании мочи.
  • «». Транквилизатор. Выпускается в виде таблеток и растворов для внутривенных инъекций. Препарат даже при правильно применении способен вызывать привыкание, при длительном приеме становится причиной сильной зависимости. Производители рекомендует применять препарат детям с 16 лет, но детские психиатры назначают это лекарство при тяжелых формах нервных нарушений и в более раннем возрасте. Оценка довольно субъекта.
  • «Сибазон». Транквилизатор с противосудорожным эффектом. Бывает в таблетках и растворе для уколов. Таблетки противопоказаны детям дошкольного возраста до 7 лет.

Основные причины заикания

У заикания обычно несколько причин появления. Распространенные причины заикания в любом возрасте:

  • стрессовое состояние;
  • сильное волнение;
  • чрезмерное желание говорить;
  • особенности характера и типа личности;
  • осложнения после перенесенной травмы.

У каждой из них существуют свои предпосылки.

Повышенное стрессовое состояние

У взрослых людей заболевание обычно проявляется спонтанно. Человек может вести привычный образ жизни, но под действием определенных обстоятельств использовать спутанную речь. Стресс, испытываемый человеком, приводит к нарушениям мышления, к заторможенности в реакциях и к проблемам с речью. Чем серьезнее стресс, тем сильнее нарушение речи – этот процесс сложно контролировать даже после приема успокоительных средств.

Волнение

Сильное волнение также влияет на поведение человека. Это могут быть приятные или неприятные события. Чем чаще человек поддается волнениям, тем больше вероятность того, что заболевание перерастет в хроническое. В таких случаях родные больного пытаются его вылечить, напугав еще больше. Так делать нельзя, потому что это только ухудшает состояние.

Желание быстро говорить

У людей, которые быстро разговаривают, проблема заикания встречается очень часто. Из-за нагрузок на речевой аппарат человек начинает коверкать слова, выговаривать их частично или заикаться. По своей сути такое заикание является тормозной реакцией, когда речевой аппарат пытается снизить нагрузку.

Особенности характера и типа личности

Темп речи напрямую зависит от темперамента человека. Под угрозу развития заикания попадают люди, обладающие мнительным характером, замкнутые в себе и ранимые. Для них коммуникация с окружающим миром – большое испытание. Дополнительные причины заикания, которые связаны с типом личности больного:

  • ссоры или частые конфликты в семье;
  • конфликты в близком окружении;
  • фобии и подавленные страхи.

Любые факторы могут запустить этот дефект в качестве защитного механизма.

Перенесенная травма и заболевания

Для взрослых частой причиной заикания является перенесенная травма. Болезни речевого аппарата также влияют на плавность и темп речи (последствия логоневроза или других заболеваний). Повреждение центров, отвечающих за речевую активность, приводит к частичным нарушениям речевой функции.

Злоупотребление алкоголем или психотропными веществами – причина, по которой человек может плохо разговаривать. Больные с нарушениями психики часто заикаются, особенно после вспышек гнева или во время приступа паники.

Общие принципы лечения логоневроза


Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно. Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания

Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого. В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня. Ребенок обязательно должен спать не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером. Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения. Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим. Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится — не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.

Заикание (логоневроз) – проблема, которая может мешать вести полноценную жизнь, поэтому ее нужно начинать решать еще в детском возрасте.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

21, всего, сегодня

(154 голос., средний: 4,60 из 5)

Занятия у логопеда

Терапия логоневроза у детей в домашних условиях включает логопедическую работу с родителями. Чем чаще будут проводиться занятия, тем действеннее будет лечение. Артикуляционную гимнастику выполнять с ребенком совсем несложно. Для этого вам понадобится зеркало. Малышам можно преподнести ее как зарядку для языка и рта. Занимайтесь вместе с малышом, показывая ему правильное положение органов речи. Он будет смотреть на вас и повторять движения перед зеркалом. Преподносите все упражнения в виде игры. Ребенок так лучше воспринимает информацию и охотнее идет на контакт.

  1. Для развития диафрагмы у маленьких детей предлагается упражнение «Ветерок». Установите перед ребенком предметы, которые нужно сдуть. Можете самостоятельно сделать деревья из картона и выстроить лес. Предложите представить, что он ветер, который гулял по лесу и решил немного пошалить. Сначала он подул немного (чтобы деревца не падали), затем чуть сильнее, и в конце подул так сильно, что все деревья вырвало с корнем. В занятиях можно использовать воздушные шары. Предложите сделать квартиру праздничной, украсив ее шариками, которые нужно надуть или посоревнуйтесь, кто больше шаров надует.
  2. Читайте сказки и просите потом рассказать, что ребенок запомнил. Делайте это хитро. Укладывая спать, на ночь читайте сказку. Проделывайте это несколько дней подряд. Через 3–5 дней перед дневным сном ложитесь рядом с малышом и попросите его уложить вас спать, рассказав вам сказочку.
  3. Старайтесь делать упор на упражнениях, которые не особо хорошо выходят на занятиях с логопедом. Так ребенок будет чувствовать себя более уверенно. Устраивайте спектакли дома. Сначала только в тесном семейном кругу: мама, папа, ребенок. В первый вечер сценку ставят мама и папа, а малыш является зрителем. На следующий день один из взрослых зритель, а ребенок переходит на место участника. Плавно подготовьте малыша к увеличению аудитории. Попросите прийти бабушку. Постепенно подведите малыша к тому, что зрителей станет 4–5 человек, задействовав друзей семьи.
  4. Развивайте кругозор. Купите красочные книги с энциклопедическими данными о природных явлениях, животных, растениях, если ребенку любопытно, то можно воспользоваться даже анатомией человека, адаптированной под соответствующий возраст. Читайте вместе, а затем просите малыша рассказать о запомнившихся фактах родственникам или друзьям.

Почему люди заикаются?

Факторы, провоцирующие нарушение речи, принято делить на предрасполагающие и производящие. Предрасполагающими причинами являются:

  1. Нарушение центральной нервной системы у близких родственников при инфекционных или соматических заболеваниях.
  2. Копирование заикающихся людей. Малыш непроизвольно начинает подражать заикающегося человека либо намеренно копировать его речь.
  3. Истощение нервной системы, вызванное паразитическими заболеваниями, задержкой психического развития, коклюшем, рахитом, дизартрией.
  4. Поражение головного мозга, именно в нем находится речевой центр, из-за асфиксии либо травматических, метаболических и инфекционных заболеваний.
  5. Одномоментная психическая травма, спровоцированная сильным испугом или страхом.
  6. К заиканию могут привести ночные страхи, непроизвольное мочеиспускание, повышенная раздражительность, переживания.
  7. Непрерывное психологическое воздействие на протяжении длительного времени: необъективное отношение к ребенку, постоянные конфликты, переучивание леворукости, избалованность.
  8. Наследственный фактор – заикание, возникающее в связи с врожденной слабостью речевого аппарата, переданного от близких родственников.
  9. Неправильное развитие речи в детском возрасте.

Есть и другие причины, почему люди заикаются: возрастные особенности деятельности мозга (как правило, возникают к 5 годам), физическая ослабленность, недостаточность развития моторики и мимико-артикуляторных движений, нехватка положительных эмоций при контакте с другими людьми, психическая ущемленность, гиперергия, ускоренное речевое развитие. Необходимо знать, как перестать заикаться при разговоре, чтобы избежать закомплексованности и чувства неполноценности.

Почему ребенок заикается: объясняем патологию

Заикание, или по-другому логоневроз — нарушение речи, которое в наше время встречается довольно часто. Пациенты порой повторяют не только отдельные звуки и буквы, но и целые слова. Также заикание проявляется и сильным удлинением слогов, из-за чего может складываться впечатление, что человек просто не решается сказать слово. Однако это не так, все дело во внезапном нарушении согласованной работы речевых органов и центров при разговоре.

Из-за неправильной работы речевого аппарата возникают судороги. Они происходят не только в мускулатуре, участвующей в образовании звуков, но и в дыхательной системе. Поэтому заикающиеся люди часто жалуются на одышку и сильную нехватку воздуха. Однако на этом проблемы не заканчиваются. Ведь невозможность нормально излагать свои мысли провоцирует множество комплексов, которые вынуждают человека нервничать и закрываться в себе. Поэтому если вы обнаружили такие проблемы у своего ребенка, то нужно незамедлительно обратиться к врачам, которые помогут вылечить малыша и вернуть его уверенность в себе.

Логопед Детской клиники МЕДСИ в Благовещенском переулке Ирина Антонова назвала несколько признаков, которые должны обязательно насторожить молодых родителей

По ее словам, на речь ребенка стоит обратить особое внимание, если:

  • в ней появились запинки, которые не проходят уже на протяжении долгого времени;
  • присутствует повторение слогов, которое усиливается при волнении;
  • во время речи у ребенка возникает сильное напряжение в мышцах лица и шеи.

Подобные признаки сигнализируют о риске развития заикания, поэтому малыша стоит сразу же показать специалисту.

Логоневроз: лечение у детей

Устранение заикания у ребенка, как правило, психотерапевтическое. При отсутствии органических поражений мозга медикаментозное лечение не требуется. Чтобы убрать дефекты произношения, освободить речь от напряженности, сделать ее выразительной и плавной, воспитать четкую артикуляцию, прибегают к логопедическому лечению.

Первичное лечение логоневроза у детей должно проходить при поддержке коррекционного педагога (логопеда). После этого малышу предстоит самостоятельно потренироваться в устной речи. Чтобы закрепить положительный результат, ребенку предоставляется возможность поупражняться в общении с другими детьми.

Две особенности людей с заиканием

— До сих пор в обществе силен стереотип, что человек с заиканием – «с проблемами». Нередко их сторонятся, стараются «не ввязываться» в беседы.  В чем особенность человека с заиканием?

— Честно говоря, я и не знала, что такой стереотип до сих бытует в обществе.

Люди с заиканием, в целом, обычные. Особенности, пожалуй, две.

Внешнее проявление в речи – запинки, создающие определенные сложности в поддержании разговора. И особенности организации речи, в основе которых лежит невроз с различными психоэмоциональными, поведенческими и соматическими симптомами. Часто именно невротическое и психологическое состояние человека может создать сложности в общении, а не сами по себе запинки речи.

Приведу пример: в моем круге общения был приятель с достаточно сильной степенью заикания (запинками), но это не мешало ему оставаться душой компании, весельчаком с дивным чувством юмора, с запасом остроумных анекдотов и историй.

Заикание, в зависимости от причин появления, бывает неврологическим и невротическим. При неврологическом заикании артикуляционные проблемы связаны с дизартрией – органическими нарушениями функций органов речи – неба, языка и т.д. Дети обычно позже начинают говорить, им свойственна общая медлительность.
При невротическом заикании сроки развития речевых и моторных функций обычны, отсутствуют выраженные неврологические нарушения. Такой тип заикания, как правило, возникает в результате стресса. Пусковым моментом может быть испуг, страх, психотравмирующая ситуация.

Фото с сайта klix.ba

Людей с невротическим типом заикания объединяет то, что в привычной обстановке они говорят чисто, без запинок, но в стрессовых ситуациях могут вообще не смочь ничего сказать. Эта временная «немота» возникает из-за речевых судорог. Для них также характерен страх речи (логофобия).

Стрессовые ситуации для заикающегося с точки зрения большинства могут быть «пустяковыми»: разговор с незнакомым человеком, адресный вопрос в общественном поле. Почти все дети с невротическим типом заикания боятся отвечать «у доски», особенно на неожиданные вопросы. Взрослые боятся спикерства, публичных выступлений, внезапных вопросов — в малознакомой аудитории. Так в целом проявляется невротический способ поведения.

— С удивлением узнала, что заикающихся много среди певцов, и многие побороли заикание именно благодаря профессии. А бывает, что  человек поет нормально, а говорит с заиканием. Как объяснить такой феномен?

— Пение и речь на распев – и есть коррекционные приемы.

Считается, что при пении практически нет спазматических задержек. На самом деле, самокоррекция заикания обусловлена не столько самим фактом пения, сколько другими факторами (темп музыки, пение соло, дуэтом или в хоре, с музыкальным аккомпанированием и без него). Но успех здесь, прежде всего, зависит от степени заикания. Полное его устранение «пением» наблюдается только при легкой степени.

Так что это не феномен – просто действуют общие закономерности, которые применяют логопеды при коррекции заикания в речи и в пении.

— Про известного литературного персонажа Эраста Фандорина автор Борис Акунин  пишет, что тот стал заикаться после контузии, но в то время, когда он вел расследование, этот дефект проходил. Так бывает или это вымысел?

— Поскольку природа невротического заикания носит стрессово-травматический характер, то реалистично, что Фандорин мог начать заикаться после контузии. Один из методов коррекции заикания — психотерапия. Если рассматривать перевоплощения Фандорина в других персонажей во время расследования как своеобразную психотерапию, то, видимо, да, такое могло быть.

Лечение заикания: традиционный метод

Эта методика основана на использовании дыхательных упражнений, дыхательных гимнастик. Наверняка Вы замечали, что во время пения люди не испытывают проблем с речью, у занимающихся вокалом голос естественен и свободен.

Наиболее распространенной является дыхательная программа разработанная специалистом Стрельниковой. Эти упражнения очень похожи на утреннюю гимнастику и считаются наиболее эффективными в борьбе с заиканием, независимо от возраста им страдающего. Они благотворно влияют на всю дыхательную систему, учат дышать глубоко, на всю грудь. Дыхательная гимнастика тренирует диафрагму человека, заставляя ее принимать активное участие в голосообразовании, благодаря чему голосовые связки становятся максимально подвижными. Связки тесно смыкаются во время разговора, делая речь плавной и ритмичной.

Упражнение №1: «Насос»

1. Для начала встаньте прямо, во весь рост. 2. Слегка наклонитесь вперед, округлив спину и опустив вниз голову и руки

Очень важно, чтобы шея во время этого упражнения была максимально расслаблена. 3

Теперь сделайте сильный наклон к полу, как будто Вы накачиваете шину, одновременно быстро и шумно вдохнув на полную грудь через нос. 4. Выпрямляясь, свободно выдохните, как Вам удобно

Однако не распрямляйте спину полностью, вернитесь в положение №2. 5. Теперь снова наклонитесь, быстро и шумно вдохнув. И так далее. Это дыхательное упражнение, а потому напрягать какие-либо мышцы не нужно, делайте его легко, не нагружая поясницу. Повторите упражнение 8 раз. 6. Отдохните несколько секунд, восстановив привычное дыхание, и снова повторите 8 раз.

В идеале это упражнение нужно делать по 8 вдохов в 12 подходов. Однако не торопитесь выполнять норму в первый же день, такая нагрузка резко плохо повлиять на самочувствие. Поэтому в первые несколько дней делайте по 6-8 подходов, постепенно увеличивая их количество до 12 раз.

Упражнение №2: «Повороты»

  • 1. Встаньте прямо, поставив ноги на ширину плеч, а руки положив на пояс. Примите удобное положение.
  • 2. Теперь сделайте поворот головы влево, и быстро и шумно вдохните.
  • 3. Выдыхать нужно на повороте головы в другую сторону. Выдохните, не останавливаясь посередине.
  • 4. Развернув голову вправо, сделайте еще один вдох.
  • 5. Повторите упражнение в обратном порядке и так 8 вдохов. Для начала этого будет достаточно. Постепенно нужно будет увеличивать, доведя повторение упражнения до 32 вдохов, то есть трех подходов по 8 раз с перерывами на несколько секунд.

Дыхательные упражнения необходимо делать дважды на день, ежедневно перед завтраком и после ужина. Уже через 2-3 месяца Вы заметите первые результаты, а со временем дыхание полностью освободится и голос станет естественным. Следует отметить, что любые упражнения тренирующие диафрагму заикающимся людям весьма полезны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector