Мутизм

Немые люди: причины невозможности говорить

Мы уже пришли к мнению, что немота всегда приобретенная. Причем она может настигнуть человека в любом возрасте. И вызвать ее могут разные факторы. Немые люди теряют возможность говорить при следующих обстоятельствах.

  1. Поражение мозга. Оно может быть травматическим или физиологическим. Чаще всего немоту вызывает удар по голове, пришедшийся в определенную зону, рак мозга либо кровоизлияние в него. Нередко лишены речи больные аутизмом, притом, что все слышат.
  2. Дефекты органов, ответственных за речь. Это могут быть травмы связок или их деформации вследствие какого-то заболевания. Реален вариант паралича языка – достаточно вспомнить Сильвестра Сталлоне, у которого язык парализован частично, но речь при этом была сильно невнятной до тех пор, пока актер не начал интенсивно его разрабатывать. Упоминать лишение этого органа, пожалуй, не стоит – такой исход весьма маловероятен.
  3. Мутизм. Расстройство психомоторного типа, в результате которого человек перестает говорить. Его вызывают тяжелые стрессовые ситуации или сотрясение мозга. Немые люди при этом понимают обращенную к ним речь и реагируют на нее, но сами преодолеть безмолвие не в состоянии. При этом немота может быть выборочной – например, касаться только мужчин, в то время как с женщинами человек говорит свободно. Лечится растормаживающими методиками.

В случае если возможность говорить утрачена окончательно и восстановлению не подлежит, человеку могут помочь в общении письмо и язык немых. Правда, последний смогут понять только специально обученные люди.

Мутизм у детей

Чаще всего мутизм можно наблюдать у детей после 3 лет и по окончании 10-летнего возраста. Сравнивается с пассивным протестом против того, где или с кем ребенок замолкает. Чаще всего наблюдается элективный мутизм, когда ребенок на самом деле понимает речь и может разговаривать, но в присутствии определенных лиц или в конкретных обстоятельствах он замолкает.

Добровольный мутизм проявляется в следующих симптомах:

  1. Капризность.
  2. Инфантилизм.
  3. Упрямство.
  4. Повышенная чувствительность.
  5. Колебания настроения.
  6. Страх нового и протест против нагрузки.

Причинами мутизма у большинства детей становятся стрессы, психические травмы или незнание ребенка, как устанавливать контакты с новыми людьми или обстановкой. Сопровождается это депрессивностью, робостью, ступором, пугливостью, нерешительностью  и понижением активности.

По длительности мутизм может быть континуальным или транзиторным. Зачастую мутизм прослеживается у девочек. Им страдают дети, которые растут в неблагоприятной семейной обстановке, а также имеются различные патологии в строении организма или психики.

Невротический мутизм проявляется в:

  1. Избирательности, когда ребенок общается в определенной обстановке или с отдельными людьми, а других игнорирует.
  2. Нарушении речи, когда ребенок некоторое время молчит и при этом использует язык жестов для выражения своих желаний.
  3. Возникновении дефектов речи и задержки развития речевого аппарата.

Дети со склонностью к мутизму отличаются оторванностью и изолированностью от окружающего мира. Они как будто равнодушны к нему, хотя на самом деле могут его бояться. Также у них возможны вспышки агрессии в адрес матерей или самих себя. Наблюдается тревожность при обращении к ребенку.

Медицинские статьи

Офтальмология является одной из наиболее динамично развивающихся областей медицины. Ежегодно появляются технологии и процедуры, позволяющие получать результат, который еще 5–10 лет назад казался недостижимым. К примеру, в начале XXI века лечение возрастной дальнозоркости было невозможно. Максимум, на что мог рассчитывать пожилой пациент, — это на…

Почти 5% всех злокачественных опухолей составляют саркомы. Они отличаются высокой агрессивностью, быстрым распространением гематогенным путем и склонностью к рецидивам после лечения. Некоторые саркомы развиваются годами, ничем себя не проявляя…

Вирусы не только витают в воздухе, но и могут попадать на поручни, сидения и другие поверхности, при этом сохраняя свою активность. Поэтому в поездках или общественных местах желательно не только исключить общение с окружающими людьми, но и избегать…

Вернуть хорошее зрение и навсегда распрощаться с очками и контактными линзами – мечта многих людей. Сейчас её можно сделать реальностью быстро и безопасно. Новые возможности лазерной коррекции зрения открывает полностью бесконтактная методика Фемто-ЛАСИК.

Кто в группе риска?

Чтобы возник элективный мутизм, должны сойтись 2 фактора: генетически обусловленные особенности поведения и эмоционально агрессивная среда обитания.

Если для родителей дом представляется тихой гаванью, из которой нужно выходить в мир лишь в случае острой необходимости, если редко бывают гости, а выезды на пикники или концерты бывают в качестве исключения, то не следует ждать от малыша особого стремления к общению с кем бы то ни было.

Ребенок, общающийся в начале жизни с двумя-тремя взрослыми и постоянно сидящий дома, воспринимает замкнутость как норму. Любое посягательство на эту «норму» будет вызывать у него тревогу или неприятие, отторжение враждебного мира.

Другая проблема – отсутствие семейной любви к ребенку, его внутренняя изоляция среди самых родных. Дети от прошлых браков и случайных отцов часто страдают именно от того, что их внутренне не принимает мать или другие родственники. Это может быть и в полной семье, при родном отце, которому ребенок в чем-то мешает. В этом случае излечить элективный мутизм невероятно сложно, потому что он вызван тяжелыми проблемами.

Разновидности логоневрозов

У каждого человека заикание проявляется по-своему: одни испытывают трудности в общении только во время сильного нервного напряжения, другие постоянно борются с собой, чтобы легко выражать мысли при помощи слов. Характеристика основных форм заикания базируется на многолетних медицинских исследованиях.

По типу речевых судорог

Такая классификация заикания выделяет несколько форм заболевания, связанных с тем, что во время разговора у человека возникают судороги, мешающие работе голосового аппарата. Тоническое заикание вызывается сильным напряжением мышц горла, голосовых связок и языка при попытке произнести любое предложение, что провоцирует возникновение длительной паузы перед началом разговора. Заикающийся человек в этот момент испытывает нехватку воздуха и сильный горловой спазм.

Заикание клонического типа вызвано тем, что из-за судорог речевого аппарата человек многократно произносит отдельные фразы, спотыкаясь на буквах. У большинства людей наблюдается смешанное заикание, которое объединяет в себе признаки сразу двух этих форм.

По степени тяжести

Можно выделить несколько основных степеней заикания:

  • Легкая. Отклонение проявляется, когда человек торопится высказать свое суждение или же переживает сильные эмоции. В этом случае заикание практически не влияет на его жизнь, не мешая общению и не препятствуя процессу коммуникации с другими людьми. Это скорее спонтанное проявление речевого дефекта, вызванное эмоциональной реакцией человека.
  • Средняя. Когда человек спокоен, заикание практически незаметно. Во время волнения работа голосового аппарата ухудшается, речь становится менее четкой. В процессе разговора у человека проявляется нарушение мимики, возникают легкие судороги и покашливание.
  • Тяжелая. Заикание этой формы не зависит от того, в каком эмоциональном состоянии пребывает человек. Любая попытка высказаться сопровождается затрудненным произношением фраз, сбивчивым дыханием и голосовыми судорогами. Человек спотыкается на каждом слоге, используя при произношении много лишних звуков.

Чтобы нормализовать процесс общения и помочь человеку с подобными формами заикания коммуницировать с людьми, кроме различных логопедических упражнений, медики уделяют огромное внимание психологической работе пациента над собой

По локализации речевых судорог

Такая классификация заикания включает в себя виды болезни, которые зависят от того, какая часть речевого аппарата подвергается сокращениям и характеризуется периодическими колебаниями в процессе разговора.

Выделяют следующие формы:

  • голосовое;
  • дыхательное;
  • артикуляционное.

Голосовое заикание вызывается судорогами, которые возникают при разговоре в голосовых связках.

В результате напряжения гортани происходит непроизвольное смыкание, что отражается на громкости, мелодичности и чистоте произносимого звука. Из-за судороги, сковывающей голосовые связки, у заикающегося человека нарушается дыхание, что также отрицательным образом сказывается на произношении слов. Нехватка воздуха и чувство комка в горле – часто встречающиеся симптомы при заикании. Спазм охватывает горло человека во время произношения только гласных букв. Это так называемая вокальная судорога, которая приводит к тому, что очень сильно протягиваются слова. Со стороны такой разговор похож на фальшивое пение.

Дыхательное заикание возникает из-за того, что на вдохе либо же выдохе горло человека сковывает спазм, из-за чего образуются паузы в произношении, происходит сокращение мышц горла и искажение мимики. Такая судорога может быть как короткой и незаметной, так и длительной.

Артикуляционная форма заикания проявляется из-за судорог, которые пересекают лицо либо органы речевого аппарата (язык, нос, небо), что вызывает не только проблемы с разговором, но и сильный психологический дискомфорт у человека.

В обществе и в религии

Основная статья: Обет молчания

Не следует относить к проявлениям мутизма известные в ряде социальных классов и в религии формы поведения, связанные с обетом молчания. Например, после некоторых психотравм, считающихся социумом постыдными, позорными (изнасилование, клеймение социальным «проклятием» «враг народа» и т. п.), социум объявляет бойкот (в иудаизме херем) провинившемуся лицу, получая впоследствии аналогичную ответную реакцию лица, или лицо само принимает такое решение самостоятельно; подобная ситуация может быть и в тех случаях, когда человек начинает считать всю свою жизнь греховной по религиозным соображениям. Результатом может быть удаление в отшельничество или монастырь с многолетним молчанием по личному или социальному решению.

Мутизм у детей

Элективный мутизм у детей отмечается зачастую в возрасте 3-х лет или в начальной школе и проявляется только в общении с избранными индивидами, например, ребёнок контактирует со всеми членами семьи, кроме одного. Данный вид патологии у детей проходит после достижения десятилетнего возраста. Описываемое психомоторное состояние характеризуется пассивным протестом личности. Лечение включает в себя психотерапевтические сеансы успокоения.

Добровольный мутизм у детей отмечается отсутствием инициативы и активности, повышенной чувствительностью, упрямством, инфантилизмом, колебаниями настроения, капризностью. Такие дети противятся новой нагрузке, страшатся новой ситуации, пугаются перемены обстановки.

Пример мутизма у детей – это стрессы, перенесенные в военные годы. Данная патология возникает по причине неспособности детской личности устанавливать нужный контакт. Психомоторное состояние у детей сопровождается впечатлительностью, депрессивным настроением, тормозимостью, робостью. Данное психомоторное состояние относят к проявлению невроза, возникающего после психической травмы.

К признакам патологии у детей относят: тревожность, частые реакции протеста, нерешительность, нарушение сна и аппетита, пугливость, заторможенность.

Мутизм у детей классифицируют по различным признакам. Его подразделяют по интенсивности появления: кратковременный (ситуационный), постоянный (элективный) и тотальный.

По длительности течения выделяют мутизм транзиторный и континуальный. Специалисты психиатрии относят мутизм к острой психогенной реакции шокового, а также субшокового характера.

Провоцирующим фактором данной патологии у детей является психогенное воздействие, которое затрагивает функции речи. Между психогенным мутизмом у малышей и детей старшего возраста существует большая разница. Клиническая картина у детей старшего возраста является гораздо сложнее и разнообразнее. У девочек психомоторное состояние встречается чаще, чем у мальчиков. Оно возникает в семьях, где имеется отягощенность наследственными речевыми расстройствами. Больные психогенным мутизмом имеют задержки речевого развития, а также другие дефекты речевой функции. Такие дети растут в семьях среди отрицательного психологического климата. Многие из детей имеют резидуальную церебральную патологию.

Детский невротический мутизм характеризуется:

–  нарушением речи после определенного периода общения с окружающими, а также нарушениями моторики, мимики, поведения. Ребенок выражает свои желания жестом и взглядом;

– избирательностью характера заболевания, зависящего от определенного лица или ситуации;

– задержкой интеллектуального развития и возникновением дефектов речи.

Дети с проявлениями признаков психотического мутизма с раннего детства молчаливы, а их поведение отмечается изолированностью и оторванностью от всего окружающего мира. Ребенок производит впечатление равнодушного, однако способен проявить агрессию на себя или в адрес матери. Малыш может сильно тревожиться при обращении к нему.

Одной из причин возникновения элективного мутизма являются социо-культурные факторы. При переезде в новую страну дети иммигрантов испытывают большой психический стресс, им присуща тревога, депрессия, враждебность к окружающим.

Причины развития избирательного мутизма у детей

В основе развития мутизма лежат органические и психические нарушения. Самыми распространенными причинами мутизма являются:

  • ушиб головного мозга;
  • родовые травмы;
  • шизофрения;
  • депрессия;
  • эпилепсия;
  • отставание в психическом развитии.

Причиной избирательно мутизма могут послужить мозговые нарушения. Так вследствие афазии у больного а происходят нарушения речевых навыков, понимания и формирования слов. Такие дети практически безмолвны. В течение первых трех лет больной малыш способен использовать только два-три слова, пополнение словарного запаса либо отсутствует полностью, либо происходит.

Спровоцировать мутизм могут сильные эмоциональные потрясения: испуг, серьезный конфликт, сильная обида. Дети, пережившие психологическую травму, страдают от избирательного мутизма. В этом случае немота не связана с органическими нарушениями. Такой мутизм достаточно редок, и когда больной начинает говорить, то речь совершенно нормальна.

Часто данный вид патологии диагностируется у детей с выраженной обидчивостью, высоким уровнем чувствительности, физической слабостью. В некоторых случаях немота – определенная форма протеста, которая является выражением молчаливой агрессии.

Как распознать элективный мутизм?

Диагноз элективного мутизма может быть установлен при следующих условиях:

  • нормальном понимании обращённой речи;
  • достаточном для социального общения уровне экспрессивной речи:
  • способности ребёнка нормально разговаривать в некоторых ситуациях и использовании этой способности.

Элективный мутизм следует отличать от раннего детского аутизма, ранней детской шизофрении с регрессивно-кататоническими расстройствами и шизофрении с более поздним началом (в препубертатном и подростковом возрасте) с преимущественно кататонической, маниакальной и галлюцинаторно-бредовой симптоматикой, депрессивными состояниями психотического уровня, органическими заболеваниями головного мозга, реактивного и истерического мутизма.

В отличие от раннего детского аутизма, для которого свойственно отсутствие речевого контакта с окружающими, элективный мутизм характеризуется нарушением речевой коммуникации после периода нормального речевого общения, избирательным характером, связанным с определённой ситуацией, помещением или лицом. В случае элективного мутизма отсутствуют глубокая интровертированность и дисгармоничность психического развития, исключены также такие типичные для аутизма симптомы, как стереотипии, нелепые сверхценные увлечения и игры, вычурные страхи, тотальные нарушения поведения, мимики и моторики.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях при ранней манифестации шизофренического процесса у ребёнка в рамках регрессивных или кататоно-регрессивных шумов после периода нормального психофизического развития исчезает речь. В данном случае, в отличие от элективного мутизма, отмечается яркая полиморфная продуктивная психопатологическая симптоматика, а регрессивные расстройства представлены не только полной или частичной утратой речи, её замедленным и необычным развитием после окончания приступа, но и другими регрессивными расстройствами: утратой навыков самообслуживания, опрятности, крайним упрощением и стереотипизацией игры, появлением архаичных симптомов.

При более позднем начале шизофрении и тяжёлых депрессивных приступах отсутствие или частичная утрата речи не является облигатным признаком, а лишь сопутствует выраженной продуктивной психопатологической симптоматике, что не позволяет в преобладающем большинстве случаев спутать эндогенное заболевание с невротической немотой.

Утрата речи при неврологических заболеваниях обусловлена органическим поражением базальных ганглиев, лобных долей или лимбической системы мозга, нарастает постепенно, сопровождается типичными для органического процесса симптомами и не представляет затруднений для дифференциальной диагностики.

В рамках аффективно-шоковой реакции спецификой мутизма являются его острое возникновение сразу же после психотравмы, тотальность, относительная кратковременность, а также отсутствие избирательности, выраженности панического страха, моторной заторможенности и соматовегетативных нарушений.

Наибольшие сложности представляет отграничение мутизма элективного от истерического. Общими признаками для этих двух вариантов являются механизмы возникновения, базирующиеся на принципе «условной желательности», психический инфантилизм, демонстративность поведения, воспитание по типу гиперопеки. Отличия состоят в особенностях личности. Ребёнок с элективным мутизмом старается быть незаметным, ему свойственны нерешительность, трудности межличностных контактов, застенчивость, пониженная самооценка, примитивность воображения. Дети с истерическим мутизмом, напротив, стремятся быть в центре внимания, склонны к пышному фантазированию, обладают неадекватно повышенной самооценкой, стремятся манипулировать окружающими. При истерическом неврозе мутизм, как правило, тотален, но быстро редуцируется в случае применения правильного психотерапевтического подхода.

Дифференциальная диагностика

Диагностика базируется преимущественно на клинических проявлениях состояния, в основном не требует дополнительных физикального обследования, лабораторных и инструментальных исследований, за исключением подозрений на органическое заболевание головного мозга и снижение слуха. В подобных случаях необходимо углублённое обследование:

  • педиатром;
  • неврологом; 
  • психологом;
  • логопедом;
  • психотерапевтом;
  • окулистом;
  • отоларингологом;
  • нейропсихологом;
  • сурдологом;
  • нейрохирургом.

Проводят также следующие исследования:

  • краниографию;
  • ЭКГ;
  • рентгенографию (скопию) органов грудной клетки;
  • ЭЭГ;
  • ЭхоЭГ;
  • РЭГ;
  • МРТ.

Селективный мутизм: признаки, симптомы, проявления

Почему ребёнок молчит?  Главным признаком селективного мутизма является неспособность говорить в определённых ситуациях. Как правило, такое отличие речевого поведения в школе  часто приводит к непониманию и подозрительности со стороны учителей и родителей.

Данное расстройство также может выражаться по отношению к определённым людям. Ребёнок может не говорить с определёнными личностями, но при этом спокойно общаться с остальными. То есть  разные люди по-разному влияют на степень выраженности симптомов в одной и той же  ситуации. Ребёнок может очень весело проводить время дома с родителями, но выйти вместе с ними в магазин и потерять дар речи, даже находясь рядом с ними. Возможно, он задорно играет с бабушкой по маминой линии, но не скажет ни слова бабушке со стороны отца. Таким детям легче общаться со сверстниками, нежели с взрослыми. Вполне вероятно, что в школе он сможет разговаривать иногда шепотом со своим лучшим другом.

Отказ говорить в школе относительно часто встречается в течение нескольких первых месяцев после поступления в школу; в одном исследовании было отмечено, что этим страдает почти 1% детей (среди детей иммигрантов частота выше). Например, зачастую дети в первый месяц нахождения в саду сильно плачут, когда уходят их родители, молчат, а спустя пару месяцев не только не проливают слёз, но и могут использовать жестикуляцию, показывать пальцем, кивать. 

И, несмотря на то, что мальчики больше, чем девочки, подвержены расстройствам развития речи, элективный мутизм у девочек встречается так же часто или даже чаще.  В плане  социально-экономического статуса, размера семьи и порядка рождения связи нет. 

Также характерно то, что дети сильно отличаются по своей способности  использовать невербальную  коммуникацию, т.е зрительный контакт, жестикуляцию, кивание головой. Некоторые дети используют перечисленное раннее эффективно, другие могут не вступать в контакт совсем, не могут засмеяться или даже выразить нужду, голод, жажду, боль, покашлять, что говорит о сильной выраженности этого серьёзного состояния. 

Несмотря на стресс, который испытывают дети с селективным мутизмом в школе, от её посещения они редко отказываются. 

В основном это расстройство начинается в возрасте от 2 до 5 лет, но обнаруживается лишь при походе  ребенка в детский сад или школу, где речь является  очень важной частью процесса обучения и социализации. Такие дети не любят быть в центре внимания, бояться ошибаться и стараются быть «невидимыми», что вызывает подозрения у наблюдающих это

А когда они начинают говорить, то  привлекают всеобщее внимание, что провоцирует  у них тревогу — состояние, сохраняющее мутизм

Опрашиваемые с данным расстройством описывали состояние как ощущение кома в горле, который  мешает говорить.

Вы хотите улучшить память и другие основных когнитивные способности? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Распространённость селективного мутизма

В среднем селективный мутизм поражает 1% детской популяции, точнее, показатель распространённости составляет от 0,1% до 2,2%, в зависимости от выборки и использованных диагностических критериев. Большинство исследований говорит о том, что расстройству больше подвержены девочки (соотношение девочки/мальчики составляет от 1,5:1 до 2,6:1). Также родители не могут точно ответить на вопрос давности проявления симптомов, придерживаясь утверждения  «он всегда был таким».

Такого типа утверждение позволяет выделить черту характера, обнаруженную у детей с СМ: сдержанное поведение – характеризующееся стеснительностью, робостью, отгороженностью и страхом перед неизвестным . Несколько проведённых до настоящего времени катамнестических наблюдений показали, что, несмотря на то, что симптомы СМ со временем ослабевают, некоторые из них могут сохраняться длительное время. Когда такие дети становятся взрослыми, как правило, они страдают проблемами в коммуникации и социальной тревогой и подвержены более высокому риску возникновения других психических расстройств.

Особенности личностного развития

Дети с избирательным мутизмом – это дети обычно с высоким уровнем интеллекта, которые, по мнению психологов, не созрели до общения с людьми. Вместе с тем, пока они осознают необходимость поддерживать речевой контакт со всеми окружающими людьми, их характер способен претерпеть некоторые существенные искажения.

Внутри маленького мутиста копятся претензии к окружающим и недовольство собой, которые могут выражаться в виде демонстративных выходок. Такие дети обычно стараются примкнуть к компаниям хулиганов и двоечников. Они испытывают удовлетворение от вызывающего поведения, иногда складывается впечатление, что их, буквально, завораживают пороки. Если же поведение таких детей вовремя скорректировать, то таких неприятных моментов можно будет избежать.

Мать постоянно старается помочь, опекая ребенка во всех ситуациях, что накладывает отпечаток на взаимоотношения с противоположным полом в будущем.

Дети манипулируют своей особенностью, используя родителей как единственное связующее их с обществом звено. Родители так же подвергаются влиянию этой патологии своих детей: они оберегают этот эмоциональный контакт, каждое слово для них имеет особый смысл. Возникает некий симбиоз, который искажает личностное развитие детей.

Мальчики вырастают несамостоятельными, незрелыми и в то же время чрезмерно властными. В детстве такие дети превращаются в семейных «тиранчиков». Девочки видят в матери потенциальную соперницу, что может стать причиной раннего замужества или беспорядочных половых связей. Такое поведение – своеобразная месть за ощущение несвободы, хотя ребенок сам не отпускал от себя мать. В связи с этим, не стоит ожидать, пока разовьются эти отклонения, а начать своевременное лечение, которое позволит восстановить нормальную речь и не даст развиться проблемам личностного характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector