Мадам клико (вдова клико) — биография, информация, личная жизнь
История французского шампанского Клико
Первый факт о Вдове Клико: это шампанское, носящее имя необыкновенной женщины — Николь Понсарден, вдовы Франсуа Клико. Отец Франсуа, Филипп Клико, основал свой винодельческий Дом в 1772 году и назвал своим именем. На тот момент семье принадлежало всего несколько виноградников.
В 1798 году Франсуа заключил брак с дочерью барона Понсардена Николь Барб. У же в 1805 году Николь стала молодой вдовой, но вопреки ожиданию общества не стала продавать семейное предприятие или нанимать управляющего, а возглавила его сама.
Мадам Клико, отказавшись от других направлений семейного бизнеса, сосредоточилась на производстве шампанского и добилась немыслимого успеха, не только увеличив объемы производства, но и повысив качество производимого продукта.
Николь Клико-Понсарден расширила площади виноградников и способствовала усовершенствованию технологии производства игристых вин. Мастер Антуан Миллер под ее покровительством разработал метод избавления напитка от дрожжевого осадка и его осветления — «ремюаж».
Разработанная им конусовидная стойка с круглыми отверстиями позволяет размещать бутылки под наклоном дном кверху. Это простое изобретение повысило эффективность и экономичность одного из ключевых технологичных процессов — дегоржажа.
Николь Клико-Понсарден умерла в 1866. К этому времени бренд Veuve Clicquot был уже всемирно знаменит, а одноименный Дом шампанских вин производил более 700 тыс. бутылок напитка в год. Знаменитый торговый знак Veuve Clicquot P. Werlẻ и желтая этикетка были зарегистрированы в 1877 году.
Сегодня Дом является частью холдинга LVMH Moët Hennessy — Louis Vuitton. Он владеет элитными виноградниками площадью 300 га категорий Гран и Премье Крю. В год бренд реализует 7,4 млн бутылок.
Классический напиток Дома — Вдова Клико Брют (Ponsardin Brut) с этикеткой желтого цвета. Этот сорт шампанского на 2/3 производится из сорта винограда Пино Нуар и на 1/3 — из Шардоне. У него красивый золотистый цвет, долгая игра пузырьков, утонченный вкус и букет с яркими нотами фруктов (яблок, лимона, грейпфрута), ванили и карамели с пряным послевкусием. Clicquot Brut выдерживается в бутылках в течение 5 лет.
Еще один знаменитый сорт бренда — Veuve Clicquot Rose Reserve (La Grande Dame Rose) — яркий, насыщенный. Выраженные ягодные ноты (малина, земляника, красная смородина) сочетаются с инжиром, бергамотом, миндалем.
Изготавливают его из тех же сортов винограда, что и Брют, но благодаря тому, что сок выдавливается медленно, напиток приобретает характерный насыщенный розовый цвет. Самый дорогой сорт коллекции — Мадам Clicquot La Grange Damm с нотами ванили, фруктов, изюма крепостью 12,5%.
История
Портрет Барбы-Николь Клико-Понсарден
В 1772 году Филипп Клико-Муирон основал предприятие, которое со временем стало винодельческим домом вдовы Клико. В 1775 году он впервые произвёл розовое шампанское, используя добавление красного вина в процессе производства. Его сын Франсуа Клико в 1798 году женился на Барбе-Николь Понсарден. В 1805 году Франсуа умер, оставив вдове компанию, занимавшуюся банковским делом, торговлей шерстью и производством шампанского. Мадам Клико ограничила деятельность фирмы последним, что увенчалось большим успехом.
Обладая незаурядным умом, амбициями и управленческим талантом, Клико прежде всего взялась за улучшение качества производимой продукции
Понимая, как важно качество сырья, она инвестировала в расширение площадей виноградников и культивирование лучших сортов винограда. С именем Клико связан большой прорыв в технологии шампанизации, который сделал возможным массовое производство прозрачного высококачественного игристого вина
Клико решила проблему, как избавить шампанское от дрожжевого осадка, который придавал вину мутный вид и неприятный вкус. С помощью управляющего погребами Антуана Мюллера (Antoine de Müller) Клико в 1816 году изобрела стойку для бутылок, представляющую собой наклонный деревянный стол с круглыми отверстиями. Бутылки, наклонно размещённые в стойке вверх дном, регулярно встряхиваются и поворачиваются (ремюаж), что позволяет отработанным дрожжам в ходе вторичного брожения накапливаться в горлышке бутылки. Это позволило сделать ключевой процесс шампанизации — дегоржирование — более эффективным и экономичным. Дом Клико некоторое время сохранял технологию в секрете, но вскоре он был утрачен.
В 1828 году Клико сделала своим партнером управляющего Эдуарда Верле, ставшим после её смерти в 1866 году главой компании. К этому времени название «Вдова Клико» уже было не только винодельческим домом, но и признанным брендом. Если в 1805 году «дом Клико» производил около 100 тысяч бутылок шампанского, то в конце её жизни — около 750 тысяч.
В 1877 году был зарегистрирован торговый знак — жёлтая этикетка с надписью Veuve Clicquot P. Werlẻ. В 1909 году фирма приобрела за пределами Реймса месторождение известняка (новые штольни), в которых сейчас расположены производство и туристический центр.
В 1987 году компания Veuve Clicquot стала частью транснациональной компании LVMH Moët Hennessy — Louis Vuitton. Она владеет обширными виноградниками в Шампани (около 300 гектаров), расположенными в классических районах выращивания винограда и включающими в себя большое число вин из категорий Гран Крю и Премье Крю (см. Виноделие во Франции). Сырьё с собственных виноградников покрывает потребности производства только на треть, остальной виноград поставляют по многолетним контрактам другие хозяйства региона. Традиционное Veuve Clicquot изготавливается из винограда Пино нуар (42 %), Шардоне (47 %) и Пино менье (11 %). В старом центре Реймса фирма имеет винные подвалы общей площадью 12 гектаров. Ежегодно производится свыше 10 миллионов бутылок вина: невыдержанного брют «Желтая этикетка» (Brut Yellow Label), розового (Rose), выдержанного Резерв (Reserve), престижного Ля Гранд Дам (La Grande Dame). Продукцию фирмы закупают почти 150 стран мира.