Шизофрения у детей

Лечение

При ранней детской шизофрении или легких ее формах чаще всего достаточно психотерапии. За ее основу принимают регулярные беседы больного с врачом-психотерапевтом. Подобные разговоры очень эффективны для многих детей. Задачей специалиста становится восстановление всех психических аспектов жизни пациента: нормализация мышления, развитие самоуважения и самоконтроля, избавление от негативных идей и устранение иной симптоматики. Также рекомендуются сеансы семейной терапии, куда ребенок приглашается вместе с родителями.

Более тяжелые случаи требуют обязательного медикаментозного лечения, хотя и психотерапия все равно остается обязательной составляющей. Прием медикаментов помогает купировать выраженную симптоматику, помогая улучшить состояние больного. Если лечиться не удается даже таким образом, то вся терапия будет направлена на задержку развития болезни и поддержание состояния ребенка.

Из медикаментов назначают нейролептики: «Галоперидол», «Торазин», «Проликсин», «Меллерил» и некоторые другие. Вместе с этим обязательно прописывают соблюдение диеты, исключающей всю вредную пищу.

Особенности шизофрении подросткового возраста

В некоторых случаях перед возникновением заболевания возникают предвестники. Представляют они собой нелепое поведение, необъяснимые поступки, депрессивные или маниакальные приступы. Подобное состояние у детей длится от нескольких дней до нескольких недель.

После предвестников шизофрения у подростков провоцируется серьезными конфликтами со сверстниками, скандалами с родителями, попытками насилия. Возникающее заболевание протекает по-разному. У одних снижается активность, исчезают интересы и нарастают эмоционально-волевые расстройства. У других появляются навязчивые страхи, мысли, влечения.

3 Лечение

Терапия подростковый формы шизофрении делится на четыре последовательных этапа:

Этап терапии

Комментарии

Продолжительность

Купирующая терапия

Цель — воздействие на проявление острого психоза.

Осуществляется в условиях стационара при помощи нейролептиков. Амбулаторное лечение проводится крайне редко в случаях со смазанной, стертой симптоматикой, при отсутствии в анамнезе эпизодов агрессии.

Результатом правильно проведенной купирующей терапии является устранение симптоматики шизофрении

От 1 до 3 месяцев

Стабилизирующая терапия

Цель — устранить остаточные явления, характерные для шизофрения.

Лечение может осуществляться как в домашних условиях, так и в стационаре — это определяется состоянием подростка. Терапия осуществляется при помощи того же и лекарственного средства, которое оказалось эффективным в качестве купирующей терапии. Отличие заключается в том, что пациент на этом этапе получает меньшую дозу.

В данный период характерно развитие депрессии, которая купируется при помощи антидепрессантов

От 3 до 9 месяцев

Этап адаптации

Прием препарата на данном этапе продолжается в малой дозе. Иногда возможна его замена на лекарство, эффективно предотвращающее рецидив

От 6 до 12 месяцев

Профилактика рецидива

Основная задача данного этапа — не допустить нового обострения шизофрении.

Подросток способен и должен учиться, посещать коллектив, но продолжает систематически принимать медикаменты, прописанные специалистом, в минимальных дозах и регулярно посещать психотерапевта для контрольных отметок состояния.

Противорецидивная терапия продолжается годами, зачастую пожизненно

Пожизненно

Способы лечения

Шизофрению можно и нужно лечить. Эффективность зависит от тяжести симптомов и выбранных методов лечения. Их много, существуют даже комплексные подходы. Большой вклад внёс в лечение шизофрении самый известный за всю российскую историю психотерапевт Бехтерев Владимир Михайлович.

Ещё в начале прошлого века он успешно применял в своей практике им же разработанные методы лечения. Специалисты в области психиатрии полагают, что у половины детей с установленным диагнозом есть высокий шанс вырасти психически полноценными людьми.

При томографическом обследовании больных выявляется патология лобного участка мозга, но такие нарушения не характерны исключительно для шизофрении и причин для этого много. Возможны иные психические расстройства, поэтому трудно определиться с лечением.

К тому же лечение маленьких пациентов сопряжено с ограничениями в отношении применяемых препаратов, а психотерапевтические средства не дают должного результата в силу возраста пациентов и недостаточного восприятия информации.

Лечение должно быть комплексным. Темпы развития болезни зависят не только от терапевтических средств, но и от окружения больного, отношений в семье, где воспитывается ребёнок. Следовательно, метод лечения не может быть ограничен только позволенными медицинскими препаратами.

Очень важна постоянная забота о ребенке, внимание, уход, создание правильной атмосферы в семье и, конечно же, постоянное обследование у специалистов. Процесс занимает много времени, для этого необходимо набраться терпения, прежде всего родителям

Через несколько лет будут заметны положительные изменения психики маленького пациента.

В качестве терапевтического лечения назначают успокоительные средства, имеющие расслабляющие, успокаивающие и сдерживающие свойства. Они влияют как на психическое состояние, так и на физическую активность. Для большей результативности лечение дополняют препаратами против судороги и депрессии.

Огромный лечебный эффект имеет общение больного с животными. У пациента появляются выраженные положительные эмоции. Немаловажную роль играют общения с психотерапевтом. Он корректирует состояние ребенка, учит его общению, возможности самостоятельно решать мелкие проблемы и правильно оценивать своё состояние.

Логопед поможет исправить произношение, восстановить речь.

Лечение шизофрении

Курс нейролептиков важно назначить с первого диагностированного эпизода шизофрении. В этом случает прогноз наиболее благоприятен, и есть возможность сохранить социальную активность на продолжительное время

Прогноз, конечно, зависит в большой степени от формы шизофрении и индивидуальных особенностей её течения. Препараты подбираются индивидуально. Психотерапия, индивидуальная и групповая, помогает больным шизофренией наладить общение при существующих переменах в психике, лучше понимать, что с ними происходит и учиться контролировать ситуацию. Работа в группе особенно благотворно сказывается на подростках и молодых людях, мотивирует, помогает избежать суицида и агрессии. Один из методов лечения – трудотерапия, привлечение к каким-либо видам деятельности, особенно творческим. Люди с шизофренией часто проявляют желание что-то создавать. Это стимулирует положительные эмоции, помогает снять стресс, замедляет развитие негативной симптоматики. 

Оцените материал:

  • 80

Рекомендации и советы родителям

Большое значение для больного ребенка имеет семейная атмосфера и это подтверждают сами родители

Важно, чтобы они не спасовали перед трудностями, правильно поняли свою задачу и не стали перекладывать ответственность на специализированные клиники и соответствующих специалистов

Медицинская статистика подтверждает тот факт, что там, где ребенку уделяется должное внимание и в семье созданы все необходимые условия, болезнь медленно, но верно отступает. Родители не должны бояться брать на себя ответственность

Чрезмерная опека, как и недостаток любви, также может навредить больному, а потому во всем надо находить золотую середину.

Постарайтесь уяснить несколько практических советов:

  1. Детям свойственно фантазировать, но одно дело – это осознанная психическая особенность, а другое — навязчивые фобии. Учитывая своеобразные патологические изменения в психике ребенка, не следует переубеждать его, ведь он действительно видит то, о чём говорит. Если будете действовать чересчур настойчиво, то он замкнётся и перестанет делиться своими видениями;
  2. Не навязывайте насильно никаких новшеств и изменений, помните о том, что больные шизофренией не могут их адекватно воспринять. Каждое изменение их раздражает. Попытайтесь определить, какие условия для него наиболее приемлемы, введите их в норму и не отступайте от неё;
  3. Сделайте все возможное, чтобы расширить круг общения больного. Это необходимый фактор для его социализации, а, следовательно, и эффективного выздоровления. При необходимости обращайтесь за помощью к психологам;
  4. Постарайтесь поддерживать отношения с семьями, где есть дети с таким же диагнозом: ребенок не должен чувствовать, что он не такой, как другие. Это очень важный момент не только для больного малыша, но и его родителей;
  5. Выберите щадящий режим для любых занятий. Помните о том, что ребенок не должен перенагружаться и переутомляться.

Эти рекомендации помогут родителям действовать эффективно, постепенно приучать ребенка приспосабливаться к своей необычности. Нельзя считать эту болезнь окончательным приговором и заранее расписываться в собственном бессилии, оправдывая свой поступок тем, что болезнь неизлечима.

Больной ребенок нуждается, прежде всего, в помощи близких людей. Родители должны четко знать, что чем ранее поставлен диагноз, тем легче справиться с заболеванием.

Автор статьи: Станислав Кузьмин — Врач-психиатр первой квалификационной категории детский

Сделайте репост:

История изучения болезни

Расстройство, по внешним признакам похожее на раннее слабоумие или отставание в развитии, впервые было описано еще в начале 19 века в научных работах E. Kraepelin.

Затем в начале 20 века рядом ученых был создан целый комплекс трудов, описывающих психоз у маленьких пациентов, который сопровождается возникновением психомоторного возбуждения и плавным превращением шизофрении в детское слабоумие, к которому относили еще и кататонические расстройства психики.

М. Березовский и А. Н. Бернштейн описывали в своих трудах такую разновидность шизофрении у пациентов, которая объединяла кататонические, гебефренные, параноидные и аффективные расстройства одновременно.

Ученый состав ряда развитых европейских стран, таких как Скандинавия, Швейцария, Дания, Австрия, Германия не смог остаться в стороне при изучении вопроса.

Большой вклад был внесен благодаря написанию научных работ, раскрывающих проблематику проявлений, как отдельных симптомов. К ним относятся двигательные расстройства и расстройства состояния аффекта, сопровождающиеся нарушением адекватного поведения.

В корне с вышеописанными мнениями не совпадают представления французских ученых Michaux L., Duche D, их предшественников и последователей.

Изучением определенных направлений при исследовании вопроса возникновения и лечения заболевания занимались преимущественно английские и американские специалисты. Они пришли к выводу о том, что существует два направления – эволюционно-биологическое и психологическое.

Первая теория основывается на том, что причиной возникновения психических отклонений у людей служит преобразование человечества в целом, соотношение развития большего количества людей с нормальным психомоторным состоянием и патологическими проявлениями, которые в любом случае являются отклонениями от нормы.

Такой позиции придерживались работах A. Gasell (1945), L. Bender, основываясь на утверждениях последней можно смело говорить о том, что заболевание характеризуется как ослабленная деятельность организма, сопровождающаяся различными расстройствами и выраженными психомоторными нарушениями деятельности. Основываясь на такой теории можно делать выводы о том, что детская шизофрения представляет собой нарушение раздельного и пластичного функционирования определенных мозговых структур и совокупные симптомы. Нарушения в деятельности в таких случаях возникают еще в эмбриональном периоде.

По мнению многих ученых, проявление клинической картины для постановки такого серьезного диагноза в юном возрасте попросту невозможно, несмотря на четкие симптомы, в силу того что навыки, знания и способности, которыми обладают дети не достаточны для приобретения необходимого уровня психического и психологического развития, которое выступает основой для развития болезни. Такого мнения придерживались Halberstadt L. и Knobel M.

Несмотря на это Е. С. Гребельская, Т. П. Симеон и В. П. Кудрявцева описали в своих научных трудах наблюдения, свидетельствующие о первоначальных проявлениях недуга в очень раннем возрасте, имеет место даже описание соответствующих симптомов у ребенка, не достигшего 2 лет.

Эффективно обобщена литература по трудам Т. Юдина, который основываясь на личных наблюдениях, сделал выводы о наибольшей вероятности возникновения рассматриваемой болезни в раннем детском возрасте, относительно предположений, выдвигаемых другими учеными. Он доказал, что шизофренические процессы, начавшиеся в раннем детстве, могут иметь благоприятный и наименее опасный исход.

В 1937 Е. Сухарева подтвердила предположения своего соотечественника, объективно говоря о том, что течение заболевания в период раннего детства сопровождается наименее грубыми и острыми психосоматическими состояниями, даже относительно подросткового возраста. Несравненным плюсом выступает отсутствие развернутого типа психозов.

Чаще всего специалисты предпочитают объединять диагнозы взрослой и детской шизофрении в один, клиническая картина которого способна проявиться в любой момент, от дошкольного возраста до старческого.

Как начинается шизофрения

Шизофрения часто впервые проявляется в подростковом возрасте, и ее первые признаки легко принять за подростковый негативизм. Обычно заболевание проявляется постепенно: замкнутость, неспособность действовать, трудности в общении, перепады настроения, утрата жизненной энергии.

В других случаях болезнь возникает неожиданно, на фоне перенесенного стресса. Так случилось, например, со знаменитым танцовщиком и хореографом Вацлавом Нижинским. Болезнь возникла под влиянием тяжелых жизненных обстоятельств, тяжело протекала на протяжении многих лет, а потом на фоне радостных переживаний внезапно отступила.

Случай из жизни: мальчик, гордость школы, поступил на мехмат МГУ, начал учиться – и вдруг заболел с утратой трудоспособности. Нарушения мышления, концентрации внимания, невозможность продолжать учебу.

«Особый драматизм шизофрении заключается в том, что начало болезни чаще всего приходится на период обретения независимости от родителей, появления романтических отношений, планирования образования и начала профессиональной карьеры» De Lisi L.E. 1992

Пациентка с шизофренией, спрыгнувшая с балкона 7 этажа и чудом оставшаяся в живых, признается, что много раз пыталась говорить с мамой о своём состоянии, но не находила понимания и поддержки. Возможно, родные думали, что девочка просто фантазирует, когда она говорила: «Я не понимаю, что я – это я». Девочку мучили странные мысли: «Как можно радоваться, если потом мы все умрем?» Она любила подолгу предаваться таким размышлениям, лежа на полу.

Одна из основных проблем – отсутствие знаний у родных и знакомых, окружающих заболевшего человека

Если бы близкие люди вовремя обратили внимание на тревожные симптомы и обратились к врачу, многих трагедий можно было бы избежать

Симптомы заболевания делятся на три основных категории.

  • Позитивные – галлюцинации, бред, умственные и двигательные расстройства.
  • Негативные – потеря мотивации, апатия, скудность речи, асоциальность.
  • Когнитивные – расстройства мышления, восприятия, памяти и внимания.

Формы шизофрении, диагностируемые у детей

У детей дошкольного возраста чаще всего развивается злокачественная шизофрения, при которой происходит быстрая утрата социальных навыков и «уход» ребенка в свой собственный мир. При этом маленький больной может за 1-2 года «разучиться» говорить (вплоть до того, что его речь будет представлять собой нечленораздельные звуки), зачастую начинает ползать, логическое мышление и желание познавать мир также утрачиваются.

Как было сказано выше, детский тип шизофрении редко сопровождается паранойей и бредом. Возможны отдельные навязчивые фантазии, страхи, идеи преследования и тд., однако они не носят системный характер. Если болезнь проявилась с 7 до 14 лет, у ребенка часто портится характер, он становится агрессивным, в семье появляется свой маленький «тиран», враждебно настроенный по отношению к родителям.

Рассказ родителей о том, как живет семья с двумя детьми, страдающими шизофренией. Особенности поведения детей-шизофреников и проблемы, возникающие при общении с ними.

Проявления параноидной шизофрении у подростков включают в себя бред физических недостатков, философскую интоксикацию, другие навязчивые идеи.

Самая распространенная форма заболевания, которая диагностируется у детей – вялотекущая шизофрения. Одним из ее признаков может быть чересчур быстрое развитие у ребенка определенных способностей – в музыке, математике, логическом мышлении. Как правило, в дальнейшем эта «гениальность» проходит, сменяясь более типичными для шизофрении симптомами, страхами и парадоксальными фантазиями.

Довольно редко у детей диагностируется рекуррентная шизофрения, которая проявляется, в основном, жалобами на физическое здоровье, вегетативными кризами, страхами, нарушениями работы отдельных систем организма. Эту форму можно на первых порах перепутать с ипохондрическим неврозом, который также сопровождается множеством физических симптомов и жалоб на них.

Приступообразно-прогредиентная форма шизофрении не редкость для детей и подростков. Приступы в юном возрасте обычно труднораспознаваемы, проявляются страхами, бредом и невыраженными эмоциональными проявлениями. На этом этапе поставить диагноз бывает довольно трудно. У подростков данная форма протекает более выражено, бредовая симптоматика может быть яркой, отмечаются приступы ступора или двигательного возбуждения.

Шизофрения у детей

К сожалению, от болезней, в том числе и психических, гибкая нервная система ребенка защитить не в состоянии, поэтому нечасто, но встречается шизофрения у детей. Признаки ее заметить довольно сложно.

Редко кто из родителей склонен бить тревогу при странном поведении своих детей. А иногда следовало бы! Первыми симптомами шизофрении считается возникновение страхов, мнительность ребенка и быстрая смена настроений. У детей, находящихся в группе риска, появляется вялость и пассивность, навязчивые движения и жалобы на скуку.

Все дети склонны фантазировать, но у больных шизофренией детей фантазии и желания содержат враждебность к людям. Сам ребенок становится холодным к родным и близким, чувствует опустошенность, избегает душевной близости.

Необычными становятся увлечения и интересы ребенка. Вместо сказок читают словари и справочники. Особенно интересуются астрономией, тайнами мироздания и древности, «проваливаются» в эти миры.

Также встречается шизофрения у детей, признаки которой — недоразвитая моторика, отсутствие эмоций на лице, неуклюжие, угловатые движения.

Игры больных детей однообразные, их суть не меняется в течение длительного периода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector